Торговля на всех широтах

Торговля на всех широтах Торговля на всех широтах

Основой экспорта карфагенян были вино, зерно, оливковое масло, соленая рыба и ткани, окрашенные в пурпур. В огромном количестве карфагеняне производили товары на продажу. Они экспортировали крашеные ткани, ковры, модные украшения, амулеты, расписные страусовые яйца, стекло, оружие, керамику, посуду, парфюмерию, но все эти товары пользовались у других народов такой же славой, как в наши дни китайский ширпотреб. Их охотно покупали, но знали, что качество их может оказаться весьма низким. В то время качественный товар означал греческий товар. Исключение составляла разве что продукция краснодеревщиков.

Импортировали товары карфагеняне в основном из своих колоний. Они ввозили зерно из Сардинии, вино и оливковое масло — из Сицилии, рыбу — из Марокко. На Сардинии они возделывали лен и оливки, сооружали стекольные фабрики. Мальта под властью карфагенян превратилась в крупный торговый центр.

Особенно ловки они были перепродавать что-либо. Все шло в оборот: слоновая кость, привезенная из Центральной Африки, серебро из Иберии и Сардинии, древесина, заготовленная в Атласских горах. Список можно продолжать очень долго — вряд ли кто сумеет прочесть его до середины: олово из Британии, медь, свинец и железо из Иберии, африканское золото (часть его доставляли морем из Сенегала, часть — по суше из Нигера), азиатские пряности, произведения египетских и греческих художников, янтарь из Ютландии, шкуры из Британии и Западной Африки, ливийский лен, шерсть — ее покупали у африканских кочевников, а также на Балеарских островах и в Иберии. У берегов Северной и Северо-Западной Африки добывали пурпур, в Иберии закупали красители и вялили рыбу для Карфагена. Из Африки и Иберии везли множество рабов, на Липарских островах добывали квасцы, на Сардинии и Сицилии заготавливали соль, на Балеарских островах выращивали мулов, в Судане собирали драгоценные камни...

Торговый баланс всегда оставался положительным. Карфагеняне больше продавали товаров, чем импортировали их. Они создавали все новые рынки сбыта, отправляясь с товарами то в оазисы Африки, то в глубь Испании.

Долгое время карфагеняне занимались меновой торговлей с дикими племенами. Возможно, поэтому они начали чеканить монеты лишь в IV веке до нашей эры — на три столетия позже греков.

Поначалу карфагеняне использовали монеты для выплаты жалования наемным солдатам. Первые карфагенские монеты получили хождение не в Карфагене или Ливии, а на Сицилии, где десятилетиями велась война с греческими городами. Их чеканили в Лилибее по аттическому стандарту — по образцу серебряных тетрадрахм. За пределами Сицилии эти монеты не имели хождения.

Лишь на рубеже IV— III веков до нашей эры в Карфагене был основан государственный монетный двор. Здесь чеканили золотые и бронзовые, а потом и серебряные монеты. Однако своим внешним видом они по-прежнему напоминали греческие (прежде всего, сиракузские) монеты.

В порту Карфагена

Лачуги бедноты и роскошные виллы богачей, акрополь и храмы на холме Бирса, шумный рынок и узкие полутемные улочки — таким представал Карфаген перед чужеземцами, прибывавшими в город. Он напоминал старинные восточные города с их запутанной планировкой. Еще Б. А. Тураев подчеркивал, что «несмотря на непосредственное соседство с греками, и на многолюдную греческую колонию, и на многочисленные памятники греческого искусства, Карфаген оставался восточным городом и по облику, и по нравам своих обитателей».

По данным археологических раскопок, первый искусственный порт был построен в Карфагене в первой половине IV века до нашей эры. Он напоминал, скорее, длинный канал, прорытый к морю. Вскоре его засыпали, а вместо него построили два порта, торговый и военный. К началу III века морское сообщение стало столь оживленным, что можно было в считанные дни отыскать в Карфагенском порту корабль, который умчит тебя в любую точку Средиземноморья.

На внешней акватории — она имела форму прямоугольника — оборудовали порт для грузовых судов.

Вход туда был открыт чужеземным купеческим кораблям. Впрочем, они прибывали в гавань только для того, чтобы взять товары или выгрузить их. Обычно же корабли располагались на мелководье, в стороне от гавани.

Внутренняя гавань Котон была приспособлена для военных нужд. Очевидно, корабли попадали сюда, минуя шлюз. Посредине этой круглой гавани карфагеняне возвели искусственный круглый остров. Здесь находилась резиденция морского военачальника — суффета.

Можно подсчитать, сколько кораблей стояло в военной гавани. Длина полезного периметра порта равнялась примерно 910 метрам. Ширина корабля достигала в среднем шести метров. Простая арифметика показывает, что вдоль береговой линии порта могло выстроиться около 150 кораблей. Возле «адмиральского острова» располагались на стоянке еще тридцать кораблей.

Военная гавань была ограждена от посторонних стеной. «Подплывающим нельзя было ясно видеть, что делается внутри гавани», — писал Аппиан. На набережных размещались верфи, где строились корабли, и склады, где содержалось все нужное для их оснащения.

Рядом с гаванью находилась главная площадь города — большая площадь неправильной формы. Ее сравнивали с греческой агорой или римским форумом. Она стала средоточием хозяйственной и административной жизни Карфагена. Эту торговую площадь называли, как и саму гавань, — Котон. Три улицы вели отсюда к Бирсе.

Карфаген

Читайте в рубрике «Карфаген»:

/ Торговля на всех широтах