По законам Хамурапи

Хаммурапи Хаммурапи

Политическими правителями нового типа, не скованными жесткими традициями, стали в Месопотамии после прихода амореев такие люди, как вавилонянин Хаммурапи, который решительно изменил социальную структуру страны. Именно Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), царь Вавилона, одного из государств, созданных амореями, вновь объединил в первой половине XVIII века до нашей эры всю страну, которая позже получила у греков название «Вавилонии», а сам город отныне стал политическим центром Нижней Месопотамии. С этого времени начинается Старовавилонский период в истории Месопотамской цивилизации.

Династия, царствовавшая в Вавилонии с 1894 года по 1695 год до нашей эры, называлась аморейской. Ее основателем был Сумуабум, а наиболее известным правителем — царь Хаммурапи, один из величайших правителей в истории Месопотамии.

Как подчеркивают историки, «Вавилон обязан своим стремительным возвышением его ловкой, беззастенчивой политике, проводя которую он заключал выгодные союзы, давал обещания, прибегал то к договорам о взаимной помощи, то к угрозам».

Хаммурапи довольно быстро присоединил к своим владениям многочисленные соперничавшие между собой города. Он последовательно завоевал Урук и Иссин, помог изгнать из Мари правившего там сына ассирийского царя, захватил Ларсу и, наконец, в 1760 году до н. э. занял соперничавший с Вавилоном город Мари. Затем Хаммурапи покорил область вдоль среднего течения Тигра, в том числе Ашшур. Созданное им крупное централизованное государство, простиравшееся от Персидского залива до ассирийских гор, не уступало по занимаемой территории и политическому влиянию Царству Шумера и Аккада — государству III династии Ура.

Лишь жители далекого юга не подчинялись правителям Вавилона. Юг оставался недоступным, несмотря на их попытки распространить туда свою политическую власть. Непроходимые болота и плохие дороги создавали естественные убежища для сепаратистов.

Помимо завоеваний, Хаммурапи уделял главное внимание строительству надежных ирригационных и мелиоративных систем, развитию сельского хозяйства и торговли, а также прокладке дорог. Он заботился о возведении новых строений и поддержании в порядке храмов, о нуждах отдельных граждан.

Хаммурапи полностью подчинил храмы царским чиновникам. Фактически он сам назначал жрецов и администраторов храмов и требовал от них регулярных отчетов о своей деятельности. Теперь должностные лица храмов перестали называть себя «рабами такого-то бога», а именуются «рабами царя».

Царь провел также судебную реформу, которая, с одной стороны, сводилась к введению большего единообразия в судебной системе, а с другой — к усилению роли царя. Прежде всего, он стремился обеспечить своим подданным жизнь в безопасности под защитой законов. Реформы Хаммурапи, писал И. М. Дьяконов, можно «в известной мере поставить в один ряд с реформой Солона в Афинах». Вот только «Солон шел дальше и действовал последовательнее».

Археологи обнаружили немало документов, относящихся к царствованию Хаммурапи. Самый известный среди них — свод законов, высеченный клинописью на черной базальтовой стеле. Этот памятник был найден в Сузах, столице Элама, в январе 1902 года французскими археологами, и в том же году древние законы перевели на французский язык. Как показывают фрагменты, обнаруженные в Сузах, существовало по крайней мере три таких стелы. Их доставили в Сузы в качестве трофеев, добытых во время набега эламитов на Вавилон.

В верхней части лицевой стороны стелы имелось изображение Хаммурапи, склоненного в молитвенной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем, вручающим ему законы. Вся остальная часть стелы с обеих сторон заполнена клинописным текстом.

Хаммурапи не был первым законодателем. Уже на протяжении столетий люди регулировали свою жизнь определенными нормами. Однако Кодекс Хаммурапи ввиду его обширности стал для нас важнейшим источником сведений о древнем праве. По словам И. М. Дьяконова, «законы Хаммурапи представляют продуманную и своеобразную систему права, исходящую не из механического соединения первоисточников, а из реальных потребностей Вавилонского государства того времени». В основе этой системы законов лежала конкретная правовая практика. Некоторые параграфы законов столь подробно описывают какие-то бытовые случаи, что производят впечатление коротких рассказов.

Эти законы были записаны в 1750-х годах до нашей эры. По тем временам они были справедливы по отношению к большей части свободного населения страны, хотя бы потому, что были логичны, последовательны и значительно менее суровы, чем многие позднейшие законы. При умном и деятельном правителе, каким был Хамму-рапи, народ, огражденный, в частности, от произвола ростовщиков, мог жить относительно благополучно.

Текст законов состоит из трех частей: пространного введения, собственно законов и заключения.

Во введении Хаммурапи торжественно заявляет, что боги призвали «меня, Хаммурапи, славного, богобоязненного государя, для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы я, как Шамаш, восходил над черноголовыми и озарял страну, — призвали Ану и Энлиль для благоденствия людей» (пер. И. М. Дьяконова). Дальше царь перечисляет деяния, совершенные им на благо всему государству и отдельным его городам.

Всего в Кодексе Хаммурапи насчитывалось 282 параграфа, сгруппированных по определенным объектам законодательства, но 35 из них были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя-победителя, который, надо полагать, собирался оставить потомкам рассказ о своем триумфе. Недостающие статьи законов частично восстановлены по другим обнаруженным фрагментам Кодекса.

В этот свод законов включены нормы, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Они, в частности, посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей; статусу имущества, полученного от царя за службу; операциям с недвижимостью и связанным с ними правонарушениям; торговым и коммерческим операциям; семейному праву; умышленным и неумышленным телесным повреждениям; операциям с движимым имуществом, в частности, с его наймом. Остается, правда, открытым вопрос, действительно ли судьи руководствовались данными законами при вынесении приговоров? Вероятно, строгие наказания за многие, в том числе мелкие, преступления на самом деле не применялись и служили лишь для устрашения.

Доминировал в Кодексе Хаммурапи принцип возмездия («око за око, зуб за зуб»). Телесные повреждения воспринимались как утрата имущества особого рода, а потому обвиняемый тоже должен был лишиться такого же имущества, что, с нашей точки зрения, доходило порой до абсурда («Если он [строитель] убил сына хозяина, [то] должны убить сына этого строителя»). Впрочем, этот принцип применялся все же в зависимости от того, какое общественное положение занимали обвиняемый и обвинитель.

Отличительной особенностью законов Хаммурапи является частое применение смертной казни. Она полагалась почти за четыре десятка различных преступлений, в том числе за кражу имущества, принадлежащего дворцу или храму, и за кражу, совершенную во время пожара, а также за ложное обвинение в тяжком преступлении, нарушение женщиной супружеской верности, преднамеренное убийство, кровосмешение. Совершившего

преступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, волочить по земле до смерти. Часто встречались наказания по следующему принципу: за нечестивые речи отрезали язык, за нечестивые действия — руку и т. д. За многие преступления налагался денежный штраф. В отдельных случаях преступник подвергался изгнанию из общины, а следовательно, из родного дома; он терял при этом свое имущество и лишался защиты богов.

Судебный процесс был устным, протоколы разбирательства не велись, судебные решения и приговоры выносились также устно. Основными доказательствами были свидетельские показания, но иногда прибегали и к «суду богов»: например, человека бросали в реку, и если он тонул, то этим показывал немилость к нему бога реки, а значит, и свою виновность. Обвиняемый, выплывший на берег, считался оправданным.

Особое значение имели законы, ограничивающие произвол кредиторов-ростовщиков. Их деятельность была подлинным бичом для страны. Ростовщиками становились жрецы, крупные царские чиновники и главным образом царские торговые агенты. Законы Хамму-рапи устанавливали предельный процент при даче в заем зерна или серебра. С хлеба закон разрешал брать максимум 33,3%, с серебра — 20%. Заимодавцу запрещалось самовольно превышать процент, установленный законом.

При ростовщических сделках человек, берущий долг, обязан был обеспечить его личным имуществом и дать заложника из членов семьи. Такие заложники берутся под защиту закона, который накладывает на кредитора ответственность за их здоровье и жизнь. Если в доме кредитора от жестокого обращения умирает сын должника, то кредитор отвечает жизнью своего сына, и т. п. Члены семьи — жена, сын, дочь — могут пробыть в долговом рабстве не дольше 3 лет. На четвертый год их следует отпустить на свободу.

Вавилонская семья, по законам Хаммурапи, выступала как патриархальная семья, все члены которой подвластны отцу и в состав которой входила некоторое количество рабов. Заключение брака непременно сопровождалось составлением письменного договора. Без договора нет брака. «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, [то] эта женщина — не жена».

Женщина почти не имела возможности выбрать мужа по собственному желанию. Будущего мужа ей выбирал отец. Обычно брачные договоры заключались родителями жениха и невесты. Отец жениха или он сам вносил отцу невесты брачный дар и выкупную плату.

За женщиной сохранялось право распоряжаться имуществом, лично ей принадлежащим, то есть имуществом, которое она получила из отцовского дома в виде приданого, состоящего из ее личных вещей, домашней утвари, иногда также из рабов. После ее смерти оно переходило к сыновьям.

Жене было исключительно трудно добиться развода. Для этого ей следовало доказать, что муж плохо обращается с ней. Если же ее обвинения не будут признаны доказательными, то за ложный навет ее могли бросить в воду или убить как-либо иначе. Муж мог прогнать жену, не объясняя причин, или даже превратить ее в рабыню. Если для мужа нарушение супружеской верности не влекло за собой никакого наказания, жену за такой же проступок бросали в воду. Мужу разрешалось наряду с главной женой иметь в доме несколько побочных жен — обычно рабынь, которые, правда, в правовом отношении стояли ниже главной жены.

Вторично выйти замуж по законам Хаммурапи также было довольно затруднительно для вавилонской женщины. Если муж умирал или попадал в плен, жене разрешалось выйти замуж только в случае, если семья оставалась без всяких средств к существованию.

Все члены семьи подчинялись главе. Дети находились в неравном положении. Наследниками считались только сыновья. Старший сын получал главную часть наследства, за ним часто оставался и дом его родителей. Между другими сыновьями имущество делилось поровну. Дочери имели право лишь на приданое.

Немалый интерес представляет заключительная часть законов. Здесь Хаммурапи называет себя «совершенным царем», которому великие боги дали могучее оружие, мудрость и мощь, что помогло ему освободить страну от врагов, «искоренить междоусобицы, улучшить положение страны, поселить людей в надежных местах и избавить их от страха».

Поэтому законы эти, говорит он, «на будущие времена, навсегда: царь, который будет в стране, пусть хранит справедливые слова, которые я начертал на своей стеле; пусть не изменит законы страны, которые я установил, решения страны, которые я решил; пусть не отвергнет моих указов».

Действительно, законы Хаммурапи в течение многих веков оказывали исключительно большое влияние на правовые воззрения народов Древнего Востока. «Такая значительная и долговечная цивилизация, как месопотамская, должна была распространять свое влияние на окружающие территории; заслоном могли быть только непреодолимые географические препятствия, — подчеркивал Д. Л. Оппенхейм. — Влияние Месопотамии с различной степенью интенсивности распространялось, вероятнее всего, по торговым путям на Иранское плоскогорье и даже за его пределы, в Афганистан и на побережья Каспийского и Эгейского морей, то есть значительно дальше, чем свидетельствуют документы».

Наследники Хаммурапи не были государственными деятелями такого масштаба, как этот великий царь, и во время их правления в различных частях страны возникали опасные беспорядки. Возвышение отдельных князей привело к ослаблению власти Вавилона. Сфера влияния вавилонских царей непрестанно уменьшалась. Беспорядки и войны расшатывали их власть. Наступил застой в области технологий. Историки говорят об окостенении месопотамской цивилизации.

Государство, основанное Хаммурапи, просуществовало более двухсот лет, но в 1594 году до нашей эры Вавилон был захвачен хеттским царем Мурсили I. Великая держава окончательно развалилась. Город был сожжен, его богатства разграблены.

Дальнейшая судьба Вавилонского царства была традиционной для Месопотамии: пастушеские племена касситов, вторгшиеся с Востока, с горных хребтов Загроса, после столетия отчаянного сопротивления захватили в 1518 году до нашей эры царскую власть в Вавилонии и правили там почти 400 лет.

«Обстоятельства их прихода к власти, — писал А. Л. Оппенхейм, — скрыты во мгле «Темного периода». Когда тьма рассеивается, на Ближнем Востоке вновь возникает как политическая сила Вавилония — на этот раз уже под властью касситов. Вклад, внесенный этим чуждым элементом в цивилизацию Месопотамии, предстоит еще изучить».

Теперь в Передней Азии доминировали хетты, ассирийцы и даже египтяне. На фоне этих великих держав Вавилония могла играть лишь весьма скромную роль, хотя официально продолжала считаться равной им.

Период правления касситских царей принято называть Средневавилонским. Постепенно касситы заимствовали язык, религию, обычаи, традиции и культуру вавилонян и полностью ассимилировались с ними. Надписи касситских царей напоминают своей лаконичностью традиционный стиль эпохи, предшествовавшей династии Хаммурапи. Их правление завершилось в середине XII века до нашей эры. Вавилонию подчинил себе Элам, и место касситского царя занял эламский ставленник. Касситы навсегда исчезли из истории Месопотамии. Во время нападений эламитов Вавилон также пострадал, многие ценности были увезены в Элам. В числе их оказалась и стела с законами Хаммурапи.

Месопотамия

Читайте в рубрике «Месопотамия»:

/ По законам Хамурапи