Палестина в первой половине I тысячелетия до н. э.

Палестина Палестина

Свойственные второму периоду древней истории процессы и явления по-разному проявлялись в различных странах и обществах — в одних особенно заметны были сдвиги в социально-экономической области, в других — в сфере политической, а в третьих имели место интенсивные искания в области идеологии. К странам последней разновидности относится и Палестина, где в первой половине I тысячелетия до и, э, зародились зачатки той идеологии, которая, воплотившись в яхвизме-иудаизме, но особенно в виде христианства и ислама, играла порою положительную, а со временем все более отрицательную, но всегда огромную роль в истории всего человечества. Именно здесь, в Палестине, был создан Ветхий завет, то собрание разновременных и разножанровых произведений, в которых зачатки новой идеологии выражались и оформлялись и которые содействовали ее распространению и утверждению. По почему сдвиги в области идеологии с особенной интенсивностью проявлялись именно в Палестине?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, следует ознакомиться с теми социально-экономическими и политическими процессами, которые происходили в Палестине в первой половине I тысячелетия до н, э.

«Время судей» в Палестине (XII—XI вв. до н. э.) характеризовалось сосуществованием и взаимовлиянием двух различных структур — городского классового общества ханаанеев и общества древних евреев.

Характер ханаанейского общества был уже определен выше в той же лекции. Основной единицей социальной организации евреев явился отцовский род (мишпаха), в коллективной собственности которого была земля. Род имел общие празднества и места захоронения, его члены были связаны обязанностью кронной мести и взаимопомощи. В состав каждого рода входили большие отцовские семьи, состоявшие из трех-четырех поколений потомков одного отца, владевшие наделом родной земли, отвечавшие за преступления, совершаемые их членами, и т. д. Каждый индивид был неразрывно связан со своей большой семьей, родом и племенем, и поэтому полное обозначение свободного человека состояло из личного имени, отчества и обозначения принадлежности к роду и племени. Высшей стабильной единицей являлось племя (шёбет — «колено»). Племена жили обособленно друг от друга и нередко враждовали между собой. Во время общей опасности различные «колена» объединялись в непостоянные союзы, возглавляемые избранными «судьями», выполнявшими функции временных военных и гражданских предводителей.

Переход древнееврейских племен к оседлости сделался возможным в результате введения железных орудий и сооружения на нагорьях, где они обитали с XIII—XII вв. до п. э., цистерн для сохранения дождевой воды, шедшей' на орошение. Развитие земледелия и ремесел, начатки городской жизни и влияние более развитого хананейского общества способствовали некоторому размыванию основ родо-племенной организации, выделению знати как господствующего класса и появлению наряду с родовой общиной общины территориальной. Это создавало объективные предпосылки для образование государства, попытки создали я которого начались с XI в. до н. э. Процесс был ускорен из-за усиливавшегося напора филистимлян, давления восточных соседей—родственных по языку и происхождению моабитян, эдомитяп, набегов кочевников из степи и продолжавшегося сопротивления еще независимых хананейских городов-государств. Тому содействовала также своеобразная международная обстановка па Ближнем Востоке на рубеже II—I тысячелетий до п. э., «вакуум силы», порожденный ослаблением а распадом таких могущественных держав этого региона, как государство египетских фараонов, новохеттское государство и др., который благоприятствовал образованию и утверждению там сравнительно небольших и маломощных независимых государственных образований.

В этих условиях среди части родовой знати и влиятельного жречества зародилось стремление к образованию более прочного объединения. В результате этой тенденции предводители «колен» провозгласили Саула из «колена» Вениамин царем (около 1020 г. до н. э.). Однако существовали и сильные центробежные, антимонархические тенденции. В Библии сохранилось осуждение самой идеи царской власти, вложенное в уста полулегендарного пророка Самуила. По его словам, царь «... и дочерей ваших возьмет, чтобы они составляли умащения, варили кушанье и пекли хлебы. И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим...»

Объединение «колен» в одно государство, получившее по племенному союзу название Израильского царства, позволило Саулу одержать ряд побед над филистимлянами. Однако оппозиция против царя нарастала, особенно со стороны могущественного южного «колена» Иехуда, представитель которого Давид, поддерживаемый своим родом, вступил в открытую борьбу с Саулом. Гибель последнего и его сыновей в битве с филистимлянами открыла путь к власти честолюбивому и умному, изворотливому и гибкому Давиду, который первоначально избирался царем над южными «коленами», а семь лет спустя был избран на основе устного договора со старейшинами всех «колеи» общеизраильским царем.

Одним из первых начинаний Давида (около 1004—965 гг, до н, э.) было взятие сильно укрепленного ханаанейского города-государства Иерусалима (в 995 г,), объявленного им своей столицей, Поскольку Иерусалим находился вне территории «колен», то перенос столицы в этот стратегически важный город способствовал усилению власти царя, На это же были направлены остальные мероприятия Давида — создание наряду с племенным ополчением зависимого от царя и верного лично ему войска из чужеземных наемников, образование центрального управленческого аппарата и др. Давид подчинил себе последние независимые хапаанейские города-государства, совершил кровавые вторжения па территорию заиорданских и других царств, оттеснил филистимлян и значительно расширил границы своего государства, во главе которого после него встал его сын Соломон.

Продолжая завоевательную политику, Соломон установил свое господство над Акабским заливом. Из построенной там гавани его корабли совместно с финикийцами плавали в богатый золотом Офир. Успешная внешняя политика укрепила авторитет царской власти. Этому не в малой степени способствовало возведение мощных крепостей в Мегиддо, Хацоре и других местах, где стояли наемники и отряды боевых колесниц. В Иерусалиме были построены царский дворец и храм бога Яхве; столица расширялась и укреплялась.

Соломой умножил центральный государственный аппарат, в который входил и влиятельный первосвященник Иерусалимского храма.
 

Финикия, Сирия и Палестина

Читайте в рубрике «Финикия, Сирия и Палестина»:

/ Палестина в первой половине I тысячелетия до н. э.